Важность адаптации ребёнка перед посещением стоматолога

Несмотря на то, что наука далеко шагнула вперед, появилось множество современных методик - практически бесшумного стоматологического оборудования, менее инвазивных методов лечения, а также анестезирующих средств, которые помогают сделать лечение максимально комфортным, стоматология все же остается не самой приятной отраслью медицины. Мысль о посещении стоматолога вызывает чувство страха у взрослых, и зачастую это связано с негативным опытом лечения в детстве.

О важности адаптации ребёнка к пребыванию в стоматологическом кабинете поговорим с детским стоматологом клиники «Дентал-Фентази» Крыловым Константином Владимировичем.


32top: Адаптация к стоматологическому лечению: почему это так важно?


Крылов К.: Несмотря на то, что наука далеко шагнула вперед, появилось множество современных методик - практически бесшумного стоматологического оборудования, менее инвазивных методов лечения, а также анестезирующих средств, которые помогают сделать лечение максимально комфортным, стоматология все же остается не самой приятной отраслью медицины. Мысль о посещении стоматолога вызывает чувство страха у взрослых, и зачастую это связано с негативным опытом лечения в детстве. Именно это заставляет ответственных родителей быть более внимательными не только к здоровой и красивой улыбке своих чад, но и к их психологическому комфорту, психическому здоровью.

Чтобы избежать подобной фобии у ребенка, мало располагающей обстановки, красочных мультиков и волшебных рук стоматолога, необходимо много составляющих. Основой я считаю единую команду родителей, ребенка и врача. И у каждого тут своя функция и свое время действовать. Первыми «вступают в игру» родители, ведь грамотная подготовка к первому визиту, в дальнейшем поможет врачу провести адаптацию к лечению.


32top: Дайте советы родителям, готовящимся к первому визиту к стоматологу. Как помочь, а не навредить?


Крылов К.: Лучше не рассказывать ребенку подробно, как будет проходить лечение, и что ему будут делать. Такие слова, как укол, сверлить, пломба, боль и многие другие должны стать запретными. Даже слова с частичкой не, например - «тебе не будет больно» не смогут успокоить вашего малыша, из всего сказанного у него в голове отложится только слово «больно». А слово «сверлить», даже если вы скажете – «немножко посверлят» уж точно окончательно отобьет желание лечить зубы. Конечно же, эти стандартные ошибки родители допускают исключительно из добрых побуждений. А что же сказать стоит? - Расскажите о том, что вы пойдете знакомиться с доктором, который посчитает зубки и проверит – хорошо ли их чистят дома. Ограничьтесь этим, запаситесь терпением и уже во время первого визита и адаптации вы станете разговаривать с доктором на одном языке. Главное не обещать то, в чем вы не уверены, и если вы сказали «тебе ничего делать не будут» - так и должно быть. С первого этапа ребенок должен понять, что с ним честны все: и родители и врач.


32top: Адаптация – как это происходит? Приоткройте завесу тайны!


Крылов К.: С первого визита начинается процесс адаптации к стоматологическому лечению. Адаптировать порой приходится не только детей, но и родителей. Часто ко мне приходят маленькие пациенты со своими родителями, которые напуганы больше, чем дети. И тут сразу все понятно - первым делом необходимо все разъяснить маме с папой, ведь ребенок не будет спокоен при тревожном состоянии родителей. Родителям я, конечно же, объясняю, из чего складывается лечение их ребенка, и прошу сдерживать эмоции. До родителей важно донести, что ребенок, особенно напуганный или имеющий негативный опыт в прошлом, даже на самые простые и приятные манипуляции может реагировать остро. Процесс адаптации как правило длиться не один визит. В клинике, где я работаю, врачи прекрасно понимают это и терпеливо идут к одной цели: чтобы ребенок перестал бояться и доверился своему доктору. Важно запастись терпением и родителям, ведь без их спокойного и доброжелательного участия адаптация не состоится.

Дети - сложные пациенты, и при этом отличные психологи, обманывать их нельзя. В силу возраста и психоэмоционального статуса они не могут долго сидеть неподвижно, не хотят открывать рот по требованию врача. А современная медицина не терпит компромиссов, поэтому спокойное поведение пациента просто необходимо для качественного лечения. Первые минуты знакомства - самые важные, именно в этот момент мы понимаем, каким будет путь адаптации. Врачу необходимо наладить контакт, не только визуальный, но и речевой и, на мой взгляд, самое важное, тактильный. В первый визит ребенок должен чувствовать себя уверенно, в полной безопасности, и возможно даже «командиром ситуации». Ребенку всегда предлагается альтернатива, право выбора, это добавляет ему уверенности. И вот мы считаем ноги, пальцы, глаза, нос и наконец, зубы во рту - и это уже успех. Дальше начинается знакомство с инструментами и оборудованием. А затем, как правило, самая приятная процедура - чистка зубов, естественно в следующий визит. При знакомстве с чем-то новым работаем по принципу «рассказал, показал, сделал», а если называть обычный слюноотсос «слоном», а страшный острый инструмент-зонд «палочкой считалочкой», следить за своей интонацией и восхищаться смелостью ребенка, то профессиональная чистка зубов становится очень занимательной. На пути адаптации каждая маленькая победа должна поощряться не только врачом, но и родителями.

К сожалению, не у всех детей процесс адаптации проходит легко и быстро, это зависит от многих факторов: возраст ребенка, психоэмоциональное состояние, характер, настроение, наличие опыта общения с медицинским персоналом в прошлом, и как не странно даже погода и индивидуальные биологические ритмы.


32top: Где врачей учат адаптировать детей к лечению? Что это за методики и почему не везде ими пользуются?


Крылов К.: Методик адаптации много, то, что я описал выше – лишь вершина айсберга. Проводится множество курсов и семинаров, и в России, и за рубежом. Как правило, это курсы для психологов, но эти методики можно применять в любой отрасли медицины. Помимо психологических тренингов и курсов, каждый врач придумывает свои уникальные методы управления поведением ребенка, а также выбирает наиболее подходящие приемы именно для него. Как я уже говорил, дети действительно отличные психологи и очень тонко чувствуют все, что происходит вокруг. К сожалению широкого распространения методики, адаптации в нашей стране пока не получили. Почему? – Да потому, что процесс адаптации длительный, трудоемкий и требует от врача колоссальных эмоциональных затрат. К сожалению, мало кто к этому готов, конечно, проще полечить с физическим удержанием. Проще для врача, а вот для маленького пациента не проще и не лучше. Нежная психика малыша может серьезно пострадать. Человек может на всю жизнь получить фобию: страх перед врачом, уколом, стоматологическим лечением. Важно любить свою работу, детей, каждого своего пациента, без этих составляющих, ни один психологический прием работать не будет.


32top: Возрастные особенности: когда адаптировать, а когда лечить под наркозом?


Крылов К.: Конечно, метод физического удержания – это каменный век, но, к сожалению, не всех детей возможно адаптировать. Часто объем лечения и сложность манипуляций несопоставимы с возможностями ребенка в очень раннем возрасте. Дети, имеющие определенные психологические и психические особенности зачастую не терпят даже самых простых манипуляций, доверие таких детей, к сожалению, заслужить практически невозможно. В таких случаях речь идет только о лечении в наркозе. К слову сказать, современный наркоз стал максимально безопасным. Так или иначе, даже дети одного возраста и пола абсолютно разные. В 2 года один ребенок может дать вылечить несколько зубов, а другой даже не откроет рот. Дети с особенностями тоже все абсолютно разные: услышав диагноз и не пообщавшись с ребенком, не сделав попытку адаптации никогда нельзя категорично утверждать, что это невозможно. Случается, что детей с диагнозом аутизм легче адаптировать к стоматологическому лечению, чем детей, имеющих опыт лечения с физическим удержанием.


32top: Напуганные дети, напуганные родители: как справиться со страхами?


Крылов К.: Одна из интереснейших адаптаций в моей практике - пациент Миша, 6 лет. Ребенок очень непростой, с особенностями развития эмоционально-волевой сферы, к нему был нужен особый подход. Первая встреча показала, что лечения без привлечения наркоза или седации не получится. На второй визит уже, и мама была готова к наркозу. Но мы решили попробовать еще раз. Когда Миша пришел в 3-ий раз, он понял, какие все-таки вредные микробы поселились в его зубках, он сказал: «их просто нужно взрывать», и эта его фраза решила все. Развивая эту тему и применяя методику сенсорной перегрузки, которая подействовала как никогда успешно, мы смогли начать лечение. В каждый свой визит Миша с азартом давал мне все новые и новые задания по уничтожению микробов. Я, разумеется, его распоряжения выполнял. Миша был в восторге, он был командиром! Это добавляло ему уверенности в себе, а мне позволило вылечить ему все зубы!

Еще один яркий пример успешной адаптации - пациент Нико. В момент обращения ему исполнилось 7 лет, крайне сложный возраст для адаптации т.к. ребенок уже все понимает, и никакие психологические уловки и подмены понятий особого успеха не имеют. Нико боялся всех манипуляций, имея в прошлом опыт общения с врачами других специальностей. Со слов родителей, даже простые диагностические мероприятия ранее приходилось выполнять под наркозом. Нико на первом приеме только плакал и повторял - «я хочу, но я боюсь». Нико я объяснял все как есть на самом деле, чтобы он понял важность стоматологического лечения для своего здоровья. Ключ к успеху был прост: я просто хвалил его за каждую попытку открыть рот и позволить мне что-то увидеть. Я называл его супергероем и уверял, что уже после первого лечения он долго будет смеяться над собой, не понимая, почему так боялся. Через два визита внушений и рассказов о том, из чего складывается лечение, Нико позволил сделать анестезию и провести лечение. На 3-й визит мама моего уже смелого пациента подтвердила, что мой метод сработал! Она просто не могла поверить, что ее сын перестал бояться лечения. Спустя полгода он занял первое место в конкурсе клиники «100 улыбок».

Самыми сложными для адаптации являются дети с негативным опытом. За последние 6 месяцев в памяти остались два особо впечатляющих ребенка. Амир, у которого 4-х кратный негативный опыт лечения в разных стоматологических клиниках и при этом ни одного вылеченного зуба. Иван, 3-х кратный негативный опыт, и все 3 раза лечили один и тот же зуб. Осложнена ситуация была тем, что оба пациента на момент приема испытывали острую боль. Переключить их внимание, имея болевую доминанту, можно было лишь после проведения анестезии. А как же сделать ее, учитывая поведение ребенка, без адаптации и в первый визит? Конечно, это исключение из правил, «закон парности случаев», такое бывает редко, но все же случается. Обоим пациентам на момент лечения было около пяти лет, ускоренная адаптация прошла по стандартной схеме, описанной в самом начале. Учитывая острую боль и возраст, дети охотно сотрудничали. Важно и то, что родители отлично справлялись со своей ролью – поддерживали и одобряли. Показ инструментов, фотографирование, выбор мультика – все это помогло детям оказаться в кресле. Помогла и закись азот- кислородная смесь. Сенсорная перегрузка, переключение фокуса внимания, слова о невероятном мужестве пациентов и – устранение острой боли прошло успешно.

Для успешного лечения детей необходимо не только знать их психологию и уметь управлять их поведением. Необходимо чутко прислушиваться к желаниям ребенка. Дети привыкают не только к месту, дружескому отношению, но и к врачу. Порой родители совершают ошибку: в силу нехватки времени, торопливости, или невнимательности меняют доктора, не подозревая о том, что все врачи абсолютно разные: по-разному разговаривают, общаются и даже работают. В таком случае может наступить рецидив, ребенок вновь разочаруется, испугается, потеряет доверие. И начинать придется с самого начала, с процесса адаптации.

В подтверждение своих слов рассажу еще одну историю про своего пациента Льва. Сейчас Леве 7,5 лет, но наша с ним история началась около 5-ти лет назад, когда я еще работал в другом городе. Совсем маленький мальчик пришел ко мне со своей мамой, которая боялась больше него. Конечно, мама-то знала, что такое стоматология, но Лев пока этого не знал. Мне удалось успокоить маму, а мальчик был счастлив, потому что ему показывали мультфильмы – больше ничего и делать не пришлось. Лечение прошло гладко. Через несколько лет мы снова встретились уже в Москве. Мама рассказала, что после моего отъезда Льву пришлось еще лечить зубы, и это лечение не было таким спокойным. В свои 7,5 лет Лев панически боялся уколов, так что наша с ним история началась с самого начала – с адаптации.

Найти стоматологию
Найти стоматолога

Отказ от ответственности: Этот материал не предназначен для обеспечения диагностики, лечения или медицинских советов. Информация предоставлена только в информационных целях. Пожалуйста, проконсультируйтесь с врачом о любых медицинских и связанных со здоровьем диагнозах и методах лечения. Данная информация не должна рассматриваться в качестве замены консультации с врачом.

Найти стоматологию
Смотреть полную версию